Виды портфолио


Портфолио могут быть самыми разнообразными.

По своей принадлежности они подразделяются:
  • на портфолио учащегося;
  • педагога;
  • центра детей и молодежи;
  •  любого коллектива.
По направленности портфолио выделяют:
  • портфолио-собственность (подбор материалов для себя);
  • портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу и др.)
 В зависимости от цели портфолио подразделяются:
  • на аттестационные (отражают достижения педагога за межаттестационный период);
  • накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога);
  • тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме);
  • проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам).
 По времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости):
  • краткосрочными;
  • среднесрочными;
  • долгосрочными.

Многие авторы выделяют такие разновидности портфолио:
  • портфолио достижений: делается акцент на документы, подтверждающие успехи вашей деятельности;
  • презентация: необходим при поступлении на новое место работы;
  • тематическое портфолио – акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности;
  • комплексные портфолио – объединяют в себе вышеперечисленные виды. Такая разновидность наиболее пригодна для учителя.

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения педагога:
  • дипломы;
  • грамоты;
  • свидетельства;
  • удостоверения;
  • справки;
В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога в единый массив документов. В него могут входить:
  • конкурсные работы;
  • проекты развития педагога;
  • тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио – и видеозаписи);
  • сценарии различных массовых мероприятий;
  • электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;
  • видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
  • авторские образовательные программы и УМК к ним;
  • печатные работы.
 Портфолио работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т. п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности педагога по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т. п.

Портфолио отзывов – это характеристики отношения педагога к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения педагога к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами, администрацией центра, методическими объединениями и т. д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

По оформлению портфолио бывают
  • печатными;
  • электронными
 В наше время портфолио – это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или каких-либо электронных носителях. Такая папка не представляет никакой ценности и никакого интереса для педагогической общественности, если она не оформлена и опубликована в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться вашими идеями, поделиться своими.
Конечно, у заинтересованного педагога должен иметься и бумажный эквивалент электронного портфолио – папка с документами, содержащая основные моменты и утверждения о вас и вашей деятельности. Такой вариант портфолио обязательно должен содержать упоминание о вашем личном сайте и несколько ссылок на него. 

Электронный Портфолио может подвергаться всевозможным изменениям в любое удобное для его обладателя время. Конечно, создать электронный Портфолио с нуля сложно, такая работа требует больших временных, моральных, профессиональных затрат; кроме того, педагог должен обладать высоким уровнем ИКТ- компетентности, ведь нужно не только напечатать текст, построить диаграммы и таблицы, вставить фотографии и другие изображения, но и суметь разместить все это богатство в Интернете.

Создавая электронный Портфолио, педагог в полной мере может проявить свои творческие способности. Конечно, существуют определенные требования к содержанию и структуре Портфолио, но, а в остальном – твори, фантазируй, ищи - создавай свой индивидуальный Портфель, на то он и твой.

Сегодня в сети Интернет можно встретить достаточно большое количество Электронных Портфолио педагогов, по которым можно многое сказать об их хозяине. Каждое Портфолио имеет индивидуальный стиль оформления и представления информации, хотя по структуре все почти одинаковые. Мне кажется, что это правильно, ведь каждый человек индивидуален и доносит информацию по-разному, с присущим только ему видением. Очень интересно, а главное полезно, изучать опыт другого человека, своего коллеги, сразу понимаешь, в каком направлении ты сам недостаточно продвигаешься, что можно попробовать перенести в свою практику, чему научиться. Таким образом, электронный Портфолио обеспечивает некое спокойствие не только его создателю, но и дает другим педагогам возможность перенять опыт, провести самоконтроль.
Несомненно, хорошее, содержательное Портфолио повышает имидж педагога перед учащимися, родителями, коллегами, администрацией и, конечно, перед самим собой. Наверное, это самое важное, ведь соревнуемся мы чаще всего сами с собой. Но и мнение окружающих играет в нашей профессии не последнюю роль. Портфолио, опубликованное в сети Интернет доступно всем желающим. Любой человек, например, родитель ученика, может посмотреть, по каким программам работает педагог, какие технологии использует, каких результатов добивается и уже в соответствии со своими представлениями действовать дальше: отдавать ребенка этому педагогу или нет. А чтобы, Портфолио полно и выигрышно отражало деятельность педагога, необходимо знать о требованиях к его составлению, структуре, содержанию и оформлению.
Основные цели существования электронного Портфолио:
1. Отслеживание динамики результатов учащихся по разным направлениям (учебные достижения, достижения во внеурочной и внеклассной деятельности: участие в конкурсах и олимпиадах). 
2. Фиксация собственных профессиональных достижений: 
- участие в конкурсах;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта (участие в семинарах и др.)
- повышение квалификации.
3. Помощь при аттестации.
4. Копилка собственных наработок. 
5. Возможность получения внешней оценки своей деятельности.
Таким образом, чтобы не отстать от современных тенденций в образовании, быть конкурентоспособным, педагогу необходимо иметь собственный Портфолио (бумажный или электронный, или бумажный и электронный – это идеальный вариант). Активный, стремящийся вперед педагог захочет и поддержит такой способ накопления и презентации собственного опыта.
Создание Портфолио – трудный, кропотливый процесс, но результат, того стоит.
 

Комментарии

на верх

Популярные сообщения