Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями
Сообщение
педагога-психолога Е.Н. Амброс
Лепельский районный центр детей и молодёжи, играет
важную роль в развитии личности ребёнка.
Родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок
успешно развивался в творчестве, умел общаться и комфортно чувствовал себя в
объединении по интересам.
При подготовке к педсовету были проведены
анкетирование родителей «Удовлетворенность родителями услугами центра» и
педагогов дополнительного образования «Оценка уровня коммуникабельности
педагога с родителями».
Из проведённого анкетирования по удовлетворённости
родителей услугами центра, были получены такие результаты:
В объединениях по интересам для
родителей были разработаны анкеты, которые включают в себя 8 вопросов и три
варианта ответа. Из них нужно выбрать или дописать свой вариант ответа.
На вопрос «Удовлетворены ли Вы той работой,
которую выполняет «Лепельский районный центр детей и молодёжи?»
Родители ответили: «Да» -100%;
«Как Вы думаете, соответствует
ли профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, характеру
выполняемой работы?»
Родителей ответили:
а) 50% - вполне соответствует;
б)50% - высокий;
Родители ответили: «Да» - 100%
На вопрос «Каковы были ваши ожидания при
выборе объединения?»
а) 41,6% - чтобы ребёнок
развивался как личность;
в) 8,4% -выбор был случайный;
а), б) -41,6%- выбрали ответы
- Чтобы, ребёнок развивался как
личность. Научился работать в коллективе.
г) 8,4%-что-то ещё
В вопросе «Какие трудности на Ваш взгляд
испытывает ребёнок в объединении по интересам?»
в)100% - родители ответили, что
нет проблем.
Часто ли Вы обращаетесь за
помощью в Ваш «Лепельский районный центр детей и молодёжи?»
а)33,4% - ответили «часто»;
б)33,3% - редко;
в)33,3% - не обращаемся
На вопрос «Оказывает ли Вам помощь
внешкольное учреждение?»
а)50% - родителей ответили «да»,
ребёнок занят ему интересно, он развивается как личность
б)50% - ответили «нет»
Вывод: «Удовлетворены
ли Вы той работой, которую выполняет «Лепельский районный центр детского
творчества?»
Родители ответили: «Да» -100%;
«Как Вы думаете, соответствует
ли профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, характеру
выполняемой работы?»
родители ответили:
а) 50% - вполне соответствует;
б)50% - высокий;
«Удовлетворены ли Вы работой
своего объединения по интересам, которое посещает Ваш ребёнок?»
Родители ответили: «Да» - 100%
«Каковы были ваши ожидания при
выборе объединения по интересам?»
а), б) -41,6%- выбрали ответы
- Чтобы, ребёнок развивался как
личность. Научился работать в коллективе.
«Какие трудности на Ваш взгляд
испытывает ребёнок в объединении по интересам?»
100% - родители ответили, что
нет проблем
Часто ли Вы обращаетесь за
помощью в Ваш «Лепельский районный центр детей и молодёжи?»
в)33,4% - - ответили «часто»;
«Оказывает ли Вам помощь внешкольное
учреждение?»
а) 50% - родителей ответили
«да», ребёнок занят ему интересно, он развивается как личность
б)50% - ответили «нет»
Из анкетирования с родителями, видно, что родители
удовлетворены работой «Лепельского районного центра детей и молодёжи». Сотрудничество
– это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия
указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие
представляет собой способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется с помощью общения.
Анализ анкеты
«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
Цель: развитие безоценочного восприятия партнёра по общению.
Вниманию педагогов
предлагалось шестнадцать вопросов, на которые нужно было ответить
быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Полученные очки суммировались и определяется, к
какой категории относиться тестируемый.
40%- Черезмерно
общительны. Стремятся стать «другом» каждому родителю, быть в курсе
всех их проблем. Любят принимать участие во всех спорах и дискуссиях.
Всегда охотно берутся за любое дело, хотя не всегда
могут успешно довести его до конца. Имеют собственное мнение по любому вопросу
и всегда стремятся его высказать.
Возможно, по этой причине родители и коллеги
относятся к таким людям с опаской и сомнениями.
Следует задуматься над этими фактами.
50%-Весьма общительны. Постоянно
стремятся вступать в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный
характер. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывать в просьбах, хотя
не всегда могут их выполнить.
Стремятся высказывать родителям собственное мнение
о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно
вызвать у них раздражение. Вспыльчивы, но отходчивы. Недостаёт терпения и
отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, умеют
выстраивать содержательное общение.
10%- Нормальная коммуникабельность.
Убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Охотно
выслушивают родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеют отстоять
свою точку зрения, не навязывая её при этом другому. И индивидуальное и
коллективное общение с родителями не вызывает у педагогов неприятных переживаний.
Родители также стремятся поддерживать контакты с педагогами, ищут совета,
поддержки. В то же время педагоги не любят многословия, излишней
эмоциональности, стремятся избегать ненужных конфликтов.
Важным условием является установление доверительного
контакта между семьей и педагогом дополнительного образования. Этот контакт
педагоги дополнительного образования стараются установить с родителями в самом
начале общения, с набора детей первого года обучения.
Родители и педагоги должны строить свои отношения на
психологии доверия. Педагогу дополнительного образования необходимо в ребенке
видеть личность, прежде всего положительные черты, создавать условия для их
проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же
родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности
педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его
личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Принципы работы педагога с родителями способствующие налаживанию
конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.
Приёмы работы педагога с родителями можно отметить
следующие:
- говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;
- быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
- быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);
- учитывать эмоциональное состояние родителя;
- отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;
- предварительно планировать содержание беседы с родителем;
- быть доброжелательным;
- защищать интересы родителя, а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;
- сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей, и др.
Начать разговор с родителем можно нестандартно, нетрафаретно, например,
рассказать один из случаев сегодняшнего взаимодействия с его ребенком.
Рекомендации
для ведения беседы с родителями
- Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно продумывать выступление заранее.
- Использовать фактический материал, яркие примеры.
- Говорить на простом понятном языке.
- Быть кратким, умение выразить многое в немногих словах
- Избегать просторечных фраз, не гнаться за дешевой популярностью.
- Соблюдать грамматические нормы, правила произношения (лучше отрепетировать выступление).
- Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.
- Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.
Говорить с родителями лучше в размеренном ритме. Низким голосом, без
длинных пауз. Кроме того, очень важным является умение учитывать состояние
собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы
вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен. Поэтому
постарайтесь не прерываться во время беседы, проявите уважительное отношение к
нему.
Молодые специалисты, не имеющие навыков общения, иногда испытывают страх
перед взаимодействием с родителями, который имеет свои конкретные проявления,
мешающие взаимопониманию сторон. Так, дрожание голоса, сбивчивая речь,
суетливость в движениях, могут «считываться» родителями и стать помехой для
эффективного контакта.
Поэтому педагогам дополнительного образования необходимо
отрабатывать манеру устной самопрезентации.
Педагог должен понимать, что родители приходят не ссориться с ними, а
получить как можно больше информации о своем ребенке.
Однако помимо неуверенности в себе у молодых специалистов могут возникать и
другие проблемы в общении с родителями. Так, многие из педагогов не умеют
защитить себя от нежелательных воздействий «трудных» категорий собеседников.
Психология самозащиты
Управление собой возможно осуществлять двумя путями: подготовительными
действиями (профилактикой) и действиями, способствующими снятию уже возникшего
напряжения.
Профилактическая
работа заключается в устранении предубеждений против определенных родителей
(вместо «родитель — враг» — «родитель — единомышленник») при помощи упражнений
по аутогенной тренировке. От этого зависит качество нашего реагирования на
возможные негативные действия и слова собеседника.
Работа над
собой после возникновения напряженного состояния состоит из
использования техник, способствующих снятию напряжения (у каждого человека
может быть свой набор подобных техник), а также предполагает анализ ситуации,
создание на основе полученных в результате анализа, выводов, будущих действий в
подобной ситуации.
Управление
ситуацией предполагает перенос педагогом встречи с родителями на более удобное время
(что дает возможность обдумать ситуацию, проконсультироваться у специалистов и
др.), привлечение специалистов к беседе и др.
Творчество детей – это волшебный мир, в котором
интересно всем: и самим детям и взрослым. Наши ребята активно участвуют в
творческих конкурсах. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали
свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с
родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как
известно, объединяют.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная,
не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией,
инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом
направлении ведётся в нашем внешкольном учреждении успешно.
Использование разнообразных форм работы дало
определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся
активными участниками встреч и помощниками педагогов дополнительного
образования, установилась атмосфера взаимоуважения.
Родители стали больше проявлять искренний интерес к
жизни центра детей и молодёжи, научились выражать восхищение результатами и
продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
От участия родителей в работе внешкольного учреждения
выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем
искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель –
добиться успешного результата во всестороннем развитии наших детей.
Комментарии
Отправить комментарий