Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями



Сообщение педагога-психолога Е.Н. Амброс

Лепельский районный центр детей и молодёжи, играет важную роль в развитии личности ребёнка.
Родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок успешно развивался в творчестве, умел общаться и комфортно чувствовал себя в объединении по интересам.
При подготовке к педсовету были проведены анкетирование родителей «Удовлетворенность родителями услугами центра» и педагогов дополнительного образования «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».
Из проведённого анкетирования по удовлетворённости родителей услугами центра, были получены такие результаты:
В объединениях по интересам для родителей были разработаны анкеты, которые включают в себя 8 вопросов и три варианта ответа. Из них нужно выбрать или дописать свой вариант ответа.
На вопрос «Удовлетворены ли Вы той работой, которую выполняет «Лепельский районный центр детей и молодёжи?»
Родители ответили: «Да» -100%;
«Как Вы думаете, соответствует ли профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, характеру выполняемой работы?»
Родителей ответили:
а) 50% - вполне соответствует;
б)50% - высокий;


В вопросе «Удовлетворены ли Вы работой своего объединения, которое посещает Ваш ребёнок?»
Родители ответили: «Да» - 100%
На вопрос «Каковы были ваши ожидания при выборе объединения?»
а) 41,6% - чтобы ребёнок развивался как личность;
в) 8,4% -выбор был случайный;
а), б) -41,6%- выбрали ответы -  Чтобы, ребёнок развивался как личность. Научился работать в коллективе.
г) 8,4%-что-то ещё
В вопросе «Какие трудности на Ваш взгляд испытывает ребёнок в объединении по интересам?»
в)100% - родители ответили, что нет проблем.
Часто ли Вы обращаетесь за помощью в Ваш «Лепельский районный центр детей и молодёжи?»
а)33,4% - ответили «часто»;
б)33,3% - редко;
в)33,3% - не обращаемся
На вопрос «Оказывает ли Вам помощь внешкольное учреждение?»
а)50% - родителей ответили «да», ребёнок занят ему интересно, он развивается как личность
б)50% - ответили «нет»

Вывод: «Удовлетворены ли Вы той работой, которую выполняет «Лепельский районный центр детского творчества?»
Родители ответили: «Да» -100%;
«Как Вы думаете, соответствует ли профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, характеру выполняемой работы?»
 родители ответили:
 а) 50% - вполне соответствует;
б)50% - высокий;

«Удовлетворены ли Вы работой своего объединения по интересам, которое посещает Ваш ребёнок?»
Родители ответили: «Да» - 100%
«Каковы были ваши ожидания при выборе объединения по интересам?»
а), б) -41,6%- выбрали ответы -  Чтобы, ребёнок развивался как личность. Научился работать в коллективе.
 «Какие трудности на Ваш взгляд испытывает ребёнок в объединении по интересам?»
100% - родители ответили, что нет проблем
Часто ли Вы обращаетесь за помощью в Ваш «Лепельский районный центр детей и молодёжи?»
в)33,4% -  - ответили «часто»;
 «Оказывает ли Вам помощь внешкольное учреждение?»
а) 50% - родителей ответили «да», ребёнок занят ему интересно, он развивается как личность
б)50% - ответили «нет»

Из анкетирования с родителями, видно, что родители удовлетворены работой «Лепельского районного центра детей и молодёжи». Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.  Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Анализ анкеты «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
Цель: развитие безоценочного восприятия партнёра по общению.
Вниманию педагогов  предлагалось шестнадцать вопросов, на которые нужно было ответить быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Полученные очки суммировались и определяется, к какой категории относиться тестируемый.
40%- Черезмерно общительны. Стремятся стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любят принимать участие во всех спорах и дискуссиях.
Всегда охотно берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца. Имеют собственное мнение по любому вопросу и всегда стремятся его высказать.
Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к таким людям с опаской и сомнениями.
Следует задуматься над этими фактами.
50%-Весьма общительны. Постоянно стремятся вступать в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывать в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.
Стремятся высказывать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызвать у них раздражение. Вспыльчивы, но отходчивы. Недостаёт терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, умеют выстраивать содержательное общение.
10%- Нормальная коммуникабельность. Убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Охотно выслушивают родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеют отстоять свою точку зрения, не навязывая её при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у педагогов неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с педагогами, ищут совета, поддержки. В то же время педагоги не любят многословия, излишней эмоциональности, стремятся избегать ненужных конфликтов.
Важным условием является установление доверительного контакта между семьей и педагогом дополнительного образования. Этот контакт педагоги дополнительного образования стараются установить с родителями в самом начале общения, с набора детей первого года обучения.
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Педагогу дополнительного образования необходимо в ребенке видеть личность, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Принципы работы педагога с родителями способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.
Приёмы работы педагога с родителями можно отметить следующие:
  • говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;
  • быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
  • быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);
  • учитывать эмоциональное состояние родителя;
  • отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;
  • предварительно планировать содержание беседы с родителем;
  • быть доброжелательным;
  • защищать интересы родителя, а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;
  • сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей, и др.
Начать разговор с родителем можно нестандартно, нетрафаретно, например, рассказать один из случаев сегодняшнего взаимодействия с его ребенком.
Рекомендации для ведения беседы с родителями
  • Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно продумывать выступление заранее.
  • Использовать фактический материал, яркие примеры.
  • Говорить на простом понятном языке.
  • Быть кратким, умение выразить многое в немногих словах
  • Избегать просторечных фраз, не гнаться за дешевой популярностью.
  • Соблюдать грамматические нормы, правила произношения (лучше отрепетировать выступление).
  • Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.
  • Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.
Говорить с родителями лучше в размеренном ритме. Низким голосом, без длинных пауз. Кроме того, очень важным является умение учитывать состояние собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен. Поэтому постарайтесь не прерываться во время беседы, проявите уважительное отношение к нему.
Молодые специалисты, не имеющие навыков общения, иногда испытывают страх перед взаимодействием с родителями, который имеет свои конкретные проявления, мешающие взаимопониманию сторон. Так, дрожание голоса, сбивчивая речь, суетливость в движениях, могут «считываться» родителями и стать помехой для эффективного контакта.
 Поэтому педагогам  дополнительного образования необходимо отрабатывать манеру устной самопрезентации.
Педагог должен понимать, что родители приходят не ссориться с ними, а получить как можно больше информации о своем ребенке.
Однако помимо неуверенности в себе у молодых специалистов могут возникать и другие проблемы в общении с родителями. Так, многие из педагогов не умеют защитить себя от нежелательных воздействий «трудных» категорий собеседников.
Психология самозащиты
Управление собой возможно осуществлять двумя путями: подготовительными действиями (профилактикой) и действиями, способствующими снятию уже возникшего напряжения.
Профилактическая работа заключается в устранении предубеждений против определенных родителей (вместо «родитель — враг» — «родитель — единомышленник») при помощи упражнений по аутогенной тренировке. От этого зависит качество нашего реагирования на возможные негативные действия и слова собеседника.
Работа над собой после возникновения напряженного состояния состоит из использования техник, способствующих снятию напряжения (у каждого человека может быть свой набор подобных техник), а также предполагает анализ ситуации, создание на основе полученных в результате анализа, выводов, будущих действий в подобной ситуации.
Управление ситуацией предполагает перенос педагогом встречи с родителями на более удобное время (что дает возможность обдумать ситуацию, проконсультироваться у специалистов и др.), привлечение специалистов к беседе и др.
Творчество детей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Наши ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем внешкольном учреждении успешно.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками педагогов дополнительного образования, установилась атмосфера взаимоуважения.
Родители стали больше проявлять искренний интерес к жизни центра детей и молодёжи, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
От участия родителей в работе внешкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии наших детей.

Комментарии

на верх

Популярные сообщения