Для чего необходимо портфолио
Сила и
привлекательность системы дополнительного образования детей – в его непохожести
на школу – обязательную среду обитания современного ребенка. В системе
дополнительного образования детей сочетаются различные виды человеческой
жизнедеятельности: обучение, общение, занятие «любимым делом», отдых,
развлечение, творчество, праздник и т.д. Конкурентоспособность человека на
рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми
технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно
использование технологии «портфолио педагога» для педагогического коллектива,
особенно для вновь аттестуемых.
Одним из
критериев оценивания аттестуемых является — портфолио.
Для начала
разберемся, что такое портфолио. В переводе с английского оно означает «папка,
дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка
специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация
успехов. Иными словами, профессиональное портфолио педагога – это один из
способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень
профессионализма педагога.
Портфолио
сегодня – это одна из основных форм представления собственных профессиональных
достижений. Зачастую, результаты работы педагога оцениваются именно через
Портфолио, в какую бы область педагогической профессии мы не заглянули, будь то
обучение, воспитание, повышение квалификации, участие в конкурсах, аттестация.
Если педагог не
может достойно представить проделанную работу, пусть даже очень хорошую и
результативную, его никто не заметит и не оценит, как он того заслуживает.
Поэтому Портфолио может помочь в любом случае: при административных проверках
любых уровней, аттестации, участии в конкурсах. По уже оформленным результатам
в Портфолио намного легче и быстрее составить любую аналитическую или
информационную записку, аттестационной комиссии написать экспертное заключение
с учетом всех итогов деятельности рассматриваемого педагога.
Кроме
несомненных внешних достоинств Портфолио, которые уже перечислены, есть еще
один важный внутренний аспект существования такого Портфеля – самоутверждение и
саморазвитие педагога. Хоть и говорят ученые, что мозг человека может работать
почти как компьютер, но на практике все по-другому - из памяти часто стираются
важные файлы. Вот и записывают педагоги все на бумагу, сшивают в папки, копят
эти материалы много лет и, к сожаленью, часто теряют или забывают куда
положили, куда записали. В таких случаях незаменим и очень удобен электронный
Портфолио.
Но вернемся к
самоутверждению и саморазвитию педагога через Портфолио. Если педагог постоянно
систематизирует накопленный материал, анализирует собственную деятельность,
проводить диагностику результатов учащихся по разным предметам и годам
обучения, обобщает ценный опыт (наверное, у каждого есть несколько замечательных
презентаций, разработок уроков, мероприятий; коллекция контрольно-измерительных
материалов и др.), он сам сможет объективно оценить достигнутые результаты.
Портфолио может помочь педагогу увидеть слабые места в своей работе, а также
наметить дальнейшие перспективы развития, спланировать деятельность.
Портфолио
профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время
рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его
профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении
экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
В портфолио
собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень
профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту,
коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной
деятельности и ее успешность. Накопление и систематизация документов портфолио
ведется в течение межаттестационного периода деятельности педагогического
работника в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает видение
«картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение
отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрация результативности
его работы. Педагогический работник сам отбирает и формирует своё портфолио, а
также оформляет его в специальную папку или альбом.
Структура
портфолио представлена разделами, содержание которых соответствует критериям и
показателям экспертного заключения на соответствие той или иной
квалификационной категории.
Портфолио
позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах
деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной,
коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и
результативности работы педагога.
Комментарии
Отправить комментарий