Для чего необходимо портфолио

Сила и привлекательность системы дополнительного образования детей – в его непохожести на школу – обязательную среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного образования детей сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, общение, занятие «любимым делом», отдых, развлечение, творчество, праздник и т.д. Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио педагога» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых.
Одним из критериев оценивания аттестуемых является — портфолио.
Для начала разберемся, что такое портфолио. В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио педагога – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма педагога.
Портфолио сегодня – это одна из основных форм представления собственных профессиональных достижений. Зачастую, результаты работы педагога оцениваются именно через Портфолио, в какую бы область педагогической профессии мы не заглянули, будь то обучение, воспитание, повышение квалификации, участие в конкурсах, аттестация.
Если педагог не может достойно представить проделанную работу, пусть даже очень хорошую и результативную, его никто не заметит и не оценит, как он того заслуживает. Поэтому Портфолио может помочь в любом случае: при административных проверках любых уровней, аттестации, участии в конкурсах. По уже оформленным результатам в Портфолио намного легче и быстрее составить любую аналитическую или информационную записку, аттестационной комиссии написать экспертное заключение с учетом всех итогов деятельности рассматриваемого педагога.
Кроме несомненных внешних достоинств Портфолио, которые уже перечислены, есть еще один важный внутренний аспект существования такого Портфеля – самоутверждение и саморазвитие педагога. Хоть и говорят ученые, что мозг человека может работать почти как компьютер, но на практике все по-другому - из памяти часто стираются важные файлы. Вот и записывают педагоги все на бумагу, сшивают в папки, копят эти материалы много лет и, к сожаленью, часто теряют или забывают куда положили, куда записали. В таких случаях незаменим и очень удобен электронный Портфолио.
Но вернемся к самоутверждению и саморазвитию педагога через Портфолио. Если педагог постоянно систематизирует накопленный материал, анализирует собственную деятельность, проводить диагностику результатов учащихся по разным предметам и годам обучения, обобщает ценный опыт (наверное, у каждого есть несколько замечательных презентаций, разработок уроков, мероприятий; коллекция контрольно-измерительных материалов и др.), он сам сможет объективно оценить достигнутые результаты. Портфолио может помочь педагогу увидеть слабые места в своей работе, а также наметить дальнейшие перспективы развития, спланировать деятельность.
Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности и ее успешность. Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение межаттестационного периода деятельности педагогического работника в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрация результативности его работы. Педагогический работник сам отбирает и формирует своё портфолио, а также оформляет его в специальную папку или альбом.
Структура портфолио представлена разделами, содержание которых соответствует критериям и показателям экспертного заключения на соответствие той или иной квалификационной категории.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитатель­ной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Комментарии

на верх

Популярные сообщения