Как определить цели и задачи учебного занятия
Триединая цель занятия (ТЦЗ) – это заранее запрограммированный учителем результат,
который должен быть достигнут педагогом и учащимися в конце занятия.
Триединая цель занятия – это сложная составная цель, вбирающая в себя три
аспекта:
познавательный, воспитательный и развивающий.
Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная — это всё
названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её
формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая
конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень:
поставьте её перед собой и учениками и добивайтесь стопроцентного попадания.
В заключение приведём примеры формулы грамотного
формулирования образовательных целей занятия. Это то, что мы должны держать в
голове, планируя свои занятия. Такая постановка целей является наиболее оптимальной.
« Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся
будут … (называть, распознавать, преобразовывать, и др.)»
«Планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут
знать…, уметь…»
«Планируется, что к окончанию занятия учащиеся смогут
выполнить…»
«Планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут
владеть следующими умениями …»
Воспитательная и развивающая цели
Не обязательно ставить воспитательные и развивающие
цели к каждому занятию, можно поставить одну цель на несколько занятий темы:
невозможно за одно занятие улучшить память учащихся, научить анализировать и
обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить,
насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из занятия в заняие
и это нормально.
Прописывая воспитательные цели,
используйте следующие формулировки:
создать/обеспечить условия для
воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи,
отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам,
ценности физического здоровья и т.д.
Развивающий компонент цели будем формулировать так:
создать условия для
развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти,
наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать,
умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)
Т.е. воспитательная – создать условия для воспитания
(пишем чего), развивающая – создать условия для развития (пишем чего).
Примеры воспитательных целей:
«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к
будущей профессии …»
«Обеспечить условия по формированию сознательной
дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к
учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного
интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование
сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на занятии условия, обеспечивающие воспитание
аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к
окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при
выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления
соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечить условия для воспитания творческого
отношения к избранной профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на
примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у
учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками
самостоятельной учебной деятельности …»
Примеры развивающих целей:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать
полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые
выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать
причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений
анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков
работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное
и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные
знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно,
четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности,
наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений
и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при
…»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к
решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического
(абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом
решения проблемных и исследовательских задач …»
Развивающий
аспект складывается из нескольких блоков:
Развитие речи:
Обогащение и усложнение ее словарного запаса;
усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты
понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность,
выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами
языка.
Развитие мышления.
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦЗ
ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция:
знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком.
Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она
слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
Развитие сенсорной сферы.
Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в
пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени,
формы, звуков, оттенков речи.
Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц,
умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную
сноровку, соразмеримость движений и т.п.
Как видим, развивающий аспект триединой цели урока
далеко не прост, и его нельзя сводить только к развитию мышления на занятии.
Комментарии
Отправить комментарий