Типы и формы учебных занятий
Типы
учебных занятий
Изучение
учебного материала предполагает следующие
дидактические циклы:
- изучение нового материала;
- применение знаний на практике, формирование практических умений;
- контроль знаний.
Поэтому
можно выделить следующие типы
занятий:
1.
Ознакомления с новым материалом. (Формы: беседа, лекция, демонстрация и т.д.)
2.
Закрепления изученного. (Формы: игры,
конкурсы, путешествие, сказка, спектакль и т.д.)
3.
Занятия с применением новых знаний и
умений на практике. (Формы: те же, что и
для занятий закрепления. Можно также
проводить практические, творческие
мастерские и т.д.)
4.
Обобщения и систематизации знаний. (Форма
выбирается свободная, по желанию педагога).
5.
Контрольное занятие. (Формы: как
традиционные контрольные работы, зачеты так и более творческие виды: семинары,
брифинги или консультации).
6.
Интегрированные занятия. (Формы
свободные, так как могут быть задействованы
или 2 объединения по интересам или 2 педагога при проведении одного занятия).
Традиционные и новые формы
учебных занятий
Семинар
–
форма групповых занятий, состоящая в обсуждении подготовленных сообщений и
докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, развивает
навыки самостоятельной работы и публичных выступлений.
Дискуссия – всестороннее
публичное обсуждение, рассмотрение
спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией,
развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Конференция – собрание,
совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения
каких-либо вопросов; развивает умение представлять результаты своей
деятельности на всеобще обсуждение.
Экспедиция – поездка
группы в назначенное место со специальным заданием; решает комплекс разноплановых
задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного
результата вне аудиторных условий.
Учебная
игра
– занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания, отдыха и
удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях
развивающейся ситуации.
К
нетрадиционным формам учебных
занятий относятся:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;
- занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и т.д.;
- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.д.;
- занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т.п.;
- занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, заседание парламента и др.
- занятия, построенные по сценарию известных телепередач «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. и т.п.
Подробно
охарактеризуем некоторые из них, ставшие наиболее популярными.
Презентация
предмета, явления, события, факта – описание, раскрытие их роли,
социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама –
сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев, ситуация
выбора, от которой зависит ход жизни и социально-психологические отношения,
осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита
проекта
– способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни,
соотнесение личных интересов с
общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Философский
стол –
коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла
явления жизни: «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.
Чаепитие -
создает особую психологическую
атмосферу, смягчает взаимоотношения, раскрепощает.
Крепкий
орешек
– решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор
на основе добрых взаимоотношений.
День
добрых сюрпризов
– упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Конверт
вопросов
– свободный обмен мнениями на разные
темы в дружеской обстановке.
Выпускной
ринг
– отчет выпускников творческих
коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, подкрепляется дружбой, общением;
формируется умение взаимодействие с
людьми.
Организационно-деятельностная
игра включает в себя шесть этапов:
- погружение (осмысление проблемы),
- негатив,
- позитив,
- предложение путей решения проблем, разработка проектов;
- экспертная оценка,
- подведение итогов игры.
Занятие-бенефис
- отчет
о самостоятельных исследованиях, хороший способ стимулирования творческой
деятельности. Задание дается обычно двум ученикам. На бенефисе ребенок
находиться в центре внимания, а то, что одинаковое задание дается двум
учащимся, пробуждает дух соревнования. В оценке и рецензировании работ своих
товарищей участвует вся группа.
Зачет
или система зачетов. Эта форма работы позволяет более свободно, творчески
строить изучение нового материала, вопросы к зачету даются заранее. Таким
образом, каждых ученик получает возможность работать в свойственном ему темпе,
обдумывать все тонкости учебного материала, делать необходимые сравнения,
обобщения, провести работу по классификации, систематизации изучаемых понятий.
Целенаправленная
подготовка к зачету начинается за несколько занятий, так чтобы на каждом из них
возможно было повторить 1-2 вопроса. На них обычно отвечают хорошо
подготовленные ребята. На итоговом занятии учащиеся проверяют друг друга,
выполняют письменные задания по карточкам, либо отвечают устно.
Экскурсия. Одной из
наиболее интересных для учащихся форм выступает экскурсия. Экскурсия - форма
организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения
изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для
непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс с
реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения
знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.
Комментарии
Отправить комментарий