Типы и формы учебных занятий

Типы учебных занятий

Изучение учебного материала предполагает следующие  дидактические циклы:
  • изучение нового материала;
  • применение знаний на практике, формирование практических умений;
  • контроль знаний.
Поэтому можно выделить следующие типы занятий:

1. Ознакомления с новым материалом.  (Формы: беседа,  лекция, демонстрация и т.д.)

2. Закрепления изученного. (Формы: игры, конкурсы,  путешествие,  сказка,  спектакль и т.д.)

3. Занятия с применением  новых знаний и умений на практике. (Формы: те же, что и для занятий  закрепления. Можно также проводить  практические, творческие мастерские и т.д.)

4. Обобщения и систематизации знаний. (Форма выбирается свободная, по желанию педагога).

5. Контрольное занятие. (Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты  так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации).

6. Интегрированные занятия. (Формы свободные, так как могут быть  задействованы или 2 объединения по интересам или 2 педагога при проведении одного занятия).

Традиционные и новые формы
учебных занятий

Семинар – форма групповых занятий, состоящая в обсуждении подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, развивает навыки самостоятельной работы и публичных выступлений.
Дискуссия – всестороннее публичное  обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Конференция – собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; развивает умение представлять результаты своей деятельности на всеобще обсуждение.
Экспедиция – поездка группы в назначенное место со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.
Учебная игра – занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
К нетрадиционным формам  учебных занятий  относятся:
  • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
  • занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;
  • занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и т.д.;
  • занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.д.;
  • занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т.п.;
  • занятия, основанные  на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, заседание парламента и др.
  • занятия, построенные по сценарию  известных телепередач «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. и т.п.
Подробно охарактеризуем некоторые из них, ставшие наиболее популярными.
Презентация предмета, явления, события, факта – описание, раскрытие их роли, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама – сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев, ситуация выбора, от которой зависит ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов  с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Философский стол – коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни: «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.
Чаепитие  -  создает  особую психологическую атмосферу, смягчает взаимоотношения, раскрепощает.
Крепкий орешек – решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Конверт вопросов – свободный обмен мнениями  на разные темы в дружеской обстановке.
Выпускной ринг – отчет выпускников  творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее,   подкрепляется дружбой, общением; формируется  умение взаимодействие с людьми.
Организационно-деятельностная игра   включает в себя шесть этапов:
  • погружение (осмысление проблемы),
  • негатив,
  • позитив,
  • предложение путей решения проблем, разработка проектов;
  • экспертная оценка,
  • подведение итогов игры.
Занятие-бенефис - отчет о самостоятельных исследованиях, хороший способ стимулирования творческой деятельности. Задание дается обычно двум ученикам. На бенефисе ребенок находиться в центре внимания, а то, что одинаковое задание дается двум учащимся, пробуждает дух соревнования. В оценке и рецензировании работ своих товарищей участвует вся группа.
Зачет или система зачетов. Эта форма работы позволяет более свободно, творчески строить изучение нового материала, вопросы к зачету даются заранее. Таким образом, каждых ученик получает возможность работать в свойственном ему темпе, обдумывать все тонкости учебного материала, делать необходимые сравнения, обобщения, провести работу по классификации, систематизации изучаемых понятий.
Целенаправленная подготовка к зачету начинается за несколько занятий, так чтобы на каждом из них возможно было повторить 1-2 вопроса. На них обычно отвечают хорошо подготовленные ребята. На итоговом занятии учащиеся проверяют друг друга, выполняют письменные задания по карточкам, либо отвечают устно.
Экскурсия. Од­ной из наиболее интересных для учащихся форм выступает экс­курсия. Экскурсия - форма организации учебной работы, при ко­торой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объ­ектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и яв­лениями в их естественном окружении.

Комментарии

на верх

Популярные сообщения