Организация и проведение первого занятия


Первое занятие с учащимися можно посвятить знакомству с программой и организацией работы учебной группы, затем знакомству друг с другом.

Каким может быть примерное содержание бе­седы педагога с учащимися?

Педагогу надо разъяснить цели и задачи об­разовательной программы, рассказать о том, чем ребята будут заниматься, чему они могут научить­ся в течение первого года общения, каких резуль­татов могут добиться при ответственном и твор­ческом отношении к занятиям, каковы этапы ов­ладения мастерством, а также рассказать об уча­стии в соревнованиях, конкурсах, выставках; педагог может показать ребятам различные документы: дипломы, награды кол­лектива и его членов, отражающие достижения и результаты учебной группы.

Затем педагог знакомит учащихся с их права­ми и обязанностями. Учащимся среднего и старшего возраста можно предложить сначала самим сформулиро­вать права и обязанности члена группы, а затем сравнить с памяткой учреждения. В бе­седе с детьми младшего возраста необходимо выяснить, как ребята понимают значение и смысл какого-либо правила или положения, отдельных слов и понятий.

В целях формирования бережного отношения к оборудованию, материалам и инструментам пе­дагог может сообщить учащимся о стоимости технических средств, приборов и инструментов; о средствах, затраченных на приобретение и ре­монт оборудования.

Педагог должен также познакомить ребят с пра­вилами организации труда: с требованиями к рабо­чему месту, порекомендовать газеты и журналы по профилю деятельности учеб­ной группы.

Особое внимание учащихся надо обратить на со­блюдение правил техники безопасности, правил по­ведения в учреждении, правил дорожного дви­жения на его территории.

В проведении первых занятий учебной группы могут принять участие выпускники; ребята, занимающиеся второй год или несколько лет.

На первую встречу с учащимися можно при­гласить гостей, родителей. Рассказ педагога об образовательной про­грамме может сопровождаться показом выстав­ки изделий и творческих работ учащихся Ребята впервые пришли на занятие, они, ко­нечно, хотят получить информацию друг о друге, о педагоге.

Педагогу рекомендуется использовать различ­ные формы знакомства, которые помогут создать атмосферу непринужденности и доброжелательно­сти позволят увидеть в каждом учащимся те луч­шие качества характера, помогут выявить каждо­му способности и интересы. В учебной группе можно провести разговор «Расскажи мне о себе», игру-знакомство «Снеж­ный ком», «Мое самое любимое».

Игра-знакомство «Снежный ком» поможет бы­стро запомнить имена ребят, занимающихся в учебной группе. Все участники игры располага­ются по кругу: первый участник называет свое имя, второй называет имя первого участника и свое имя, третий называет имена двух предыду­щих участников и свое имя и т. д. В игре уча­ствуют группы по 5-7 человек.

Для проведения разговора «Расскажи мне о себе» ребята располагаются по кругу. В руках у педагога предмет-эстафета (какая-либо подел­ка, кораблик, еловая шишка), который будет пе­редаваться из рук в руки. Тот, к кому предмет попадет в руки, рассказывает о себе. Первым рассказывает о себе педагог (педагог может рассказать о своем образовании, профессии, семье, увлечениях). Затем он просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать, где учит­ся, какой школьный предмет больше всего лю­бит, какую профессию хотел бы получить в бу­дущем, как узнал об учебной группе (коллекти­ве), что ждет от занятия в учреждении, чему бы хотел здесь научиться, что умеет делать, чем любит заниматься в свободное время, какое ин­тересное дело мог бы предложить. Ребята по очереди рассказывают о себе, если возникает необходимость, педагог тактично направляет разговор, приходит рассказчику на помощь, за­дает ему вопросы.

Чтобы лучше узнать об интересах и увлече­ниях ребят, можно провести игру-анкету «Мое самое любимое».

Ребята вновь располагаются по кругу. На столе в центре лежит конверт (коробка), в ко­тором находятся карточки с названиями различ­ных областей науки, техники, искусства, спорта. Например, любимая книга (стихотворение, поэт, писатель, газета, журнал); любимый ком­позитор (песня, певец, ансамбль, музыкальный инструмент); любимый вид спорта, игра, вре­мя года, домашнее занятие и т. д.

Ребята по очереди вынимают из конверта одну из карточек и отвечают на вопрос. Отве­ты могут сопровождаться исполнением стихот­ворения, песни, показом игры, сценки, панто­мимы.

Игру-анкету «Моё самое любимое» можно проводить в двух вариантах. Первый вариант: один участник игры отвечает на вопрос первой карточки, другой - на вопрос второй карточки и т. д. Второй вариант: все участники игры по очереди отвечают на вопрос первой карточки, затем на вопрос второй карточки и т. д.

На первых занятиях учебной группы можно провести экскурсию по учреждению и организацион­ное собрание, на котором вырабатываются нор­мы взаимоотношений в коллективе, распреде­ляются поручения между учащимися


Комментарии

на верх

Популярные сообщения