Организация и проведение первого занятия
Первое занятие с учащимися можно посвятить знакомству
с программой и организацией работы учебной группы, затем знакомству друг с
другом.
Каким может быть примерное содержание беседы педагога
с учащимися?
Педагогу надо разъяснить цели и задачи образовательной
программы, рассказать о том, чем ребята будут заниматься, чему они могут
научиться в течение первого года общения, каких результатов могут добиться
при ответственном и творческом отношении к занятиям, каковы этапы овладения
мастерством, а также рассказать об участии в соревнованиях, конкурсах,
выставках; педагог может показать ребятам различные документы: дипломы, награды
коллектива и его членов, отражающие достижения и результаты учебной группы.
Затем педагог знакомит учащихся с их правами и
обязанностями. Учащимся среднего и старшего возраста можно предложить сначала
самим сформулировать права и обязанности члена группы, а затем сравнить с
памяткой учреждения. В беседе с детьми младшего возраста необходимо выяснить,
как ребята понимают значение и смысл какого-либо правила или положения,
отдельных слов и понятий.
В целях формирования бережного отношения к
оборудованию, материалам и инструментам педагог может сообщить учащимся о
стоимости технических средств, приборов и инструментов; о средствах,
затраченных на приобретение и ремонт оборудования.
Педагог должен также познакомить ребят с правилами
организации труда: с требованиями к рабочему месту, порекомендовать газеты и
журналы по профилю деятельности учебной группы.
Особое внимание учащихся надо обратить на соблюдение
правил техники безопасности, правил поведения в учреждении, правил дорожного
движения на его территории.
В проведении первых занятий учебной группы могут
принять участие выпускники; ребята, занимающиеся второй год или несколько лет.
На первую встречу с учащимися можно пригласить
гостей, родителей. Рассказ педагога об образовательной программе может
сопровождаться показом выставки изделий и творческих работ учащихся Ребята
впервые пришли на занятие, они, конечно, хотят получить информацию друг о
друге, о педагоге.
Педагогу рекомендуется использовать различные формы
знакомства, которые помогут создать атмосферу непринужденности и
доброжелательности позволят увидеть в каждом учащимся те лучшие качества
характера, помогут выявить каждому способности и интересы. В учебной группе
можно провести разговор «Расскажи мне о себе», игру-знакомство «Снежный ком»,
«Мое самое любимое».
Игра-знакомство «Снежный ком» поможет быстро
запомнить имена ребят, занимающихся в учебной группе. Все участники игры
располагаются по кругу: первый участник называет свое имя, второй называет имя
первого участника и свое имя, третий называет имена двух предыдущих участников
и свое имя и т. д. В игре участвуют группы по 5-7 человек.
Для проведения разговора «Расскажи мне о себе» ребята
располагаются по кругу. В руках у педагога предмет-эстафета (какая-либо поделка,
кораблик, еловая шишка), который будет передаваться из рук в руки. Тот, к кому
предмет попадет в руки, рассказывает о себе. Первым рассказывает о себе педагог
(педагог может рассказать о своем образовании, профессии, семье, увлечениях).
Затем он просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать, где учится,
какой школьный предмет больше всего любит, какую профессию хотел бы получить в
будущем, как узнал об учебной группе (коллективе), что ждет от занятия в
учреждении, чему бы хотел здесь научиться, что умеет делать, чем любит
заниматься в свободное время, какое интересное дело мог бы предложить. Ребята
по очереди рассказывают о себе, если возникает необходимость, педагог тактично
направляет разговор, приходит рассказчику на помощь, задает ему вопросы.
Чтобы лучше узнать об интересах и увлечениях ребят,
можно провести игру-анкету «Мое самое любимое».
Ребята вновь располагаются по кругу. На столе в центре
лежит конверт (коробка), в котором находятся карточки с названиями различных
областей науки, техники, искусства, спорта. Например, любимая книга
(стихотворение, поэт, писатель, газета, журнал); любимый композитор (песня,
певец, ансамбль, музыкальный инструмент); любимый вид спорта, игра, время
года, домашнее занятие и т. д.
Ребята по очереди вынимают из конверта одну из
карточек и отвечают на вопрос. Ответы могут сопровождаться исполнением стихотворения,
песни, показом игры, сценки, пантомимы.
Игру-анкету «Моё самое любимое» можно проводить в двух
вариантах. Первый вариант: один участник игры отвечает на вопрос первой
карточки, другой - на вопрос второй карточки и т. д. Второй вариант: все
участники игры по очереди отвечают на вопрос первой карточки, затем на вопрос
второй карточки и т. д.
На первых занятиях учебной группы можно провести
экскурсию по учреждению и организационное собрание, на котором вырабатываются
нормы взаимоотношений в коллективе, распределяются поручения между учащимися
Комментарии
Отправить комментарий